Modest Ossipoff (modest_ossipoff) wrote in ru_design_help,
Modest Ossipoff
modest_ossipoff
ru_design_help

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Про разрешение

Довольно часто (в том числе и в данном сообществе) возникает вопрос, с каким разрешением готовить растровый файл для тех или иных случаев. При этом во многих головах заметна полная путаница относительно разрешения файлов и разрешающей способности выводных и печатающих устройств. Попробую помочь разобраться.

Итак, любое изображение, напечатанное на какой-нибудь поверхности, состоит из точек. Если это не гравюра и не штриховой рисунок, то в изображении обычно присутствуют полутона. В чёрно-белом — это градации серого цвета, от белого (то есть незапечатанной области) до чёрного. Если изображение цветное, то создаётся оно за счёт полутонов разных красок.

Полутона могут передаваться двумя принципиально разными способами — варьированием оптической плотности точки (фотопечать, лазерное экспонирование, термосублимационная печать, глубокая печать) или количеством микро-точек, из которых эта самая точка состоит (офсетная печать, флексография, лазерные принтеры, цифровые печатные машины, струйные и широкоформатные принтеры).

Итак, изображение разбивается на некоторое количество ячеек (в русском обиходе и принято называть точками, что неверно), и каждая ячейка окрашивается в тот или иной цвет. От чего зависит размер ячеек? От возможностей данного печатного процесса и от возможностей человеческого зрения. Вернее, возможности процесса стараются адаптировать под зрение стандартного наблюдателя. Альбом или иллюстрированный журнал мы рассматриваем с близкого расстояния, и на иллюстрациях должны быть чётко различимы все детали. На афишу или плакат в витрине магазина смотрим с расстояния в несколько шагов, и такая детализация не нужна. Наружную рекламу мы видим с расстояния нескольких метров, а большие плакаты на домах — так даже с десятков или сотен метров. В этом случае различимы лишь достаточно крупные детали и элементы. При создании растрового файла в выборе его разрешения следует ориентироваться именно на расстояние от отпечатка до стандартного наблюдателя.

Предлагаю вашему вниманию таблицу с основными видами печати, расстояниями и разрешениями (в форматах PDF и PNG):
www.ossipoff.com/raster-files-resolution/Raster_Files_Resolution.pdf
www.ossipoff.com/raster-files-resolution/Raster_Files_Resolution.png
В зависимости от способа печати разрешение файла может варьироваться даже для одинакового расстояния между отпечатком и наблюдателем. Это связано со спецификой растрирования файлов. Скажем, для офсета и широкоформатной печати разрешение файла может варьироваться в довольно широком диапазоне, а для струйной, сублимационной печати и лазерного экспонирования лучше всего пользоваться фиксированными значениями, рекомендованными производителем оборудования.

Теперь о разрешающей способности печатного оборудования. В тех способах печати, где варьируется плотность точки, разрешение обычно находится в диапазоне от 150 до 250 точек на дюйм (простите, в точки на сантиметр пересчитывать не буду — лень).

Для офсета и флексографии чаще всего используется термин «линиатура» — то есть количество парных линий (чёрная + белая) на единицу измерения. Обычно речь идёт о значениях от 120 до 175 lpi (линий на дюйм). Из-за специфики растрирования разрешение растровых файлов рекомендуется задавать в полтора-два раза выше, нежели значение линиатуры. При этом для оттисков, на которые никто с близкого расстояния смотреть не станет, целесообразно использовать значительно меньшее разрешение.

Каждая точка офсетного или флексографского оттиска формируется из множества микро-точек. Скажем, светло-серая и тёмно-серая плашки отличаются плотностью заполнения ячеек чёрными (а вовсе не серыми) точками. За счёт их микроскопического размера (обычно — 10–11 микрон, то есть 2400–2540 на дюйм, spots per inch, spi) сами микро-точки не видны, они сливаются в единую ячейку и создают иллюзию полутонов. Текст и векторные элементы растрируются именно с таким разрешением, 2400–2540 spi, поэтому край у них намного более чёткий, чем у растровых объектов. Растровые объекты завязаны на размер самой ячейки — линиатуру. Чем выше линиатура, тем более чёткой будет детализация. Однако, выигрывая в детализации, мы проигрываем в количестве градаций и полутонов. Разделите количество микро-точек на линиатуру. Скажем, 2400 spi на 150 lpi. Получится, что по каждой стороне ячейки — 16 микро-точек. То есть максимум 256 + белый цвет = 257 градаций. На первый взгляд кажется, что немало, однако для плавных полутоновых переходов и градиентов может и не хватить. Размер же самой микро-точки нельзя уменьшать до бесконечности, те самые 10–11 микрон — разумный минимум для стабильного формного и печатного процесса.

Чаще всего путаница возникает с разрешением файла и печатного устройства при широкоформатной печати. В данном случае ячеек как таковых нет, а микро-точки, формирующие изображение, распределяются стохастически, то есть более или менее хаотично. С одной стороны, это уравнивает максимальное разрешение для векторных и растровых элементов. Но при этом сами микро-точки должны быть не такими уж микро. Это связано как с физическими свойствами пигмента и запечатываемого материала, так и со скоростью печати. Чем мельче микро-точки, тем бóльшая нужна точность. И тем дольше всё это будет печататься.

Высоким разрешением для широкоформатной печати можно считать 1440 dpi. При таком разрешении можно почесть крупный текст и разглядеть довольно мелкие элементы. Чаще всего с высоким разрешением печатают относительно небольшие материалы — выставочные, информационные стенды, что-то для оформления интерьеров. Среднее разрешение — 720 dpi — для не очень большой наружки, низкое — 360 dpi — для «крупных форм». Тут уже микро-точки достаточно крупны, чтобы стать заметными невооружённым глазом. Ни о какой детализации при просмотре с близкого расстояния речь не идёт.

Соответственно, разрешающую способность печати зависит от типа носителя (и от расстояния между носителем и наблюдателем). А разрешение растровых файлов следует выбирать, ориентируясь вовсе не на те самые 360 или 720 dpi, а на то же самое расстояние. В таблице приведены основные варианты носителей, расстояний и разрешений. 

Ну и напоследок. Разрешение растровых файлов корректнее указывать не в dpi (dots per inch), а в ppi (pixels per inch). Ведь растровый файл не из точек состоит, а из пикселов. Не удивляйтесь, если где-то встретите такой термин. 



 

Tags: полезные советы разрешение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments